Поиск

Советы любителям и профессионалам: вязкость краски




Эта статья предназначена в большей степени для профессионалов, которые имеют дело с краской каждый день. Для тех же, кто самостоятельно делает ремонт, многое, написанное в статье - любопытные, но необязательные знания.


Большинство людей знакомы с выбором цвета краски, это не сложно: есть образец выкраса, есть веера, палитры, в которых можно найти готовые решения – и ты сам себе декоратор.

Но как быть со свойствами краски? Ведь это не керамическая плитка, которую можно пощупать руками. Плитка – готовый продукт, а краска имеет промежуточную готовность. Качество краски мы сможем увидеть только после того, как она уже была использована. И, конечно, вернуть плохой товар со стены уже невозможно.


Вязкость краски


Вязкость является основой качества краски и, по большому счету, её устойчивостью к разрушению на физическом уровне во время работы. Проще говоря, вязкость измеряет толщину краски и определяет, может ли краска наноситься кистью, валиком, распылителем или другими методами нанесения.


В большинстве случаев любые краски для интерьеров должны иметь одинаковый уровень вязкости, чтобы было удобно работать и кистями, и валиками. Тем, кто работает краскопультом, нужно больше заботиться о вязкости для того, чтобы гарантировать равномерность нанесения краски на поверхность.


Как соотнести вязкость и толщину краски с повседневной жизнью?

Различные уровни вязкости краски можно сравнить с жидкостями, которые мы используемым в повседневной жизни.

Если стакан воды опрокинуть, то вода легко разольется по всему столу или полу. Уровень вязкости воды делает её трудно контролируемой с точки зрения текучести (свойства жидкости распространяются по твёрдой поверхности под действием силы тяжести). Это свойство делает воду идеальным составом для распыления, например, в распылителе для волос.


Если разлить сироп, например, кленовый, то скорость его распространения по полу или столу будет намного дольше, чем у воды, потому что сироп – более вязкая жидкость, чем вода. Если воду налить в пульверизатор для волос, то она будет распыляться, тогда как сироп просто не сможет, какие бы усилия мы не прилагали – для этого сироп необходимо разбавить. Он начнет распыляться, но станет менее сладким и более прозрачным. Мы улучшили его текучесть, но изменили состав.


Измерение вязкости краски: как это сделать?


Как точно измерить вязкость и толщину краски после того, как она была заколерована и принесена домой для использования? Хорошая новость в том, что это сделать легко с помощью половника с отверстием.

На профессиональном языке он называется Вискозиметр, чашка Форда, кубок Зана – прибор для определения вязкости вещества. На дне просверлено отверстие определенного диаметра, которое позволяет краске течь, пока половник не опустеет. Работать с этим приспособлением очень легко, даже не читая инструкций.


Вы наливаете краску и засекаете время, за которое краска протечет сквозь отверстие. Потом, разбавив краску, вы ускорите время вытекания. Таким образом, вы разбавляете краску до необходимой вязкости не на глаз, а по инструкции.


Зачем беспокоиться об измерениях вязкости краски?


Вязкость краски может повлиять на производительность. Большинство привыкло просто раскатывать краску. Неправильная вязкость краски может стать причиной растрескивания, порчи внешнего облика стен и спровоцировать новый ремонт в доме. Надо понимать насколько толстый слой краски нанесен на стены.


Заметка: любая женщина, которая делает маникюр подтвердит, что чем толще слой лака на ногтях, тем он меньше держится и быстрее начинает откалываться и отлетать от ногтей. То же самое и с краской для стен – чем толще слой, тем быстрее вероятность отшелушивания краски.

Производители должны выпускать краску со средними значениями вязкости. Вязкость краски для дома иногда нуждается в небольшой доработке

Подавляющее большинство людей красит с помощью валика или кисти. Но сегодня растет количество тех, кто предпочитает использовать краскопульт и автоматические валики – с ними работа протекает намного быстрее и дает более качественный результат.


Если краску, которая была куплена в магазине, можно сразу наносить стандартными методами – валик или кисть, то для краскопульта ее необходимо разбавить, то есть понизить ее вязкость, сделать ее более жидкой.


Краску можно разбавить водой, при этом, как мы помним, ухудшатся ее кроющие свойства, но, самое главное – испортится ее основное свойство – быть крепкой и износостойкой. Именно поэтому рекомендуется разбавлять краску специальными разбавителями, понижающими вязкость, но не ухудшающими ее крепость (разбавитель делает краску более жидкой, а растворитель – смывает ее).

Что касается кроющей способности, то у хорошей краски должен быть запас по укрывистости – способности краски перекрывать цвет поверхности при равномерном нанесении.


Совет: при покупке краски попросите, чтобы продавец «пробил» краску в шейкере. Это такое устройство, которое используют при колеровке

Если краска, которую вы купили в магазине слишком жидкая, существует вероятность того, что её просто разбавили водой.

Такую краску необходимо как следует перемешать, возможно она слишком долго стояла на полке в магазине, после этого снова проверить на текучесть.

Краска должна течь, но не капать.



Как на вид определить качественную краску.


Плохая, разбавленная водой, краска через пару дней в состоянии покоя выделит светлую водянистую жидкость на поверхности, а через пару недель на дне банки образуется ком.


Хорошая краска через некоторое время спокойного хранения имеет полупрозрачную желтоватую жирную жидкость на поверхности (слой около 2-5 мм, в зависимости от размера банки). Это не вода, это необходимые добавки, которые есть в каждой качественной краске.


Если качественная краска кажется вам слишком жидкой, а вы привыкли к густой, то поменяйте инструмент и научитесь красить поэтапно, в несколько слоев. Не пытайтесь загустить краску, это не тесто для блинов! Хотя, почему бы и нет - ведь если тесто для блинов густое, вкус становится плохой, но жарить их легче. Надо просто выбрать кто вы: едок или повар.


Загущенная краска ляжет толстым слоем с пузырьками воздуха и заломами. Покрытие будет рыхлым, непрочным, с большим количеством дефектов.


Красить «мокрым по - мокрому»?


А так можно?


В юности я подрабатывал у одного польского маляра в Огайо на покраске арендных апартаментов. Мои друзья все время шутили, что я хожу на работу смотреть, как высыхает краска.

Если вы наблюдали за тем, как краска сохнет и меняется в цвете, то подойдя ближе к поверхности, вы бы увидели не только изменения в цвете, но и в структуре самого красочного слоя

Круто, когда краска кроет за один слой. А вот нанесение дополнительных слоев породило много мифов.


Мнение, что влажная краска темнее, и при высыхании она светлеет – полный бред! Краска – это не мокрые джинсы, которые темнеют при намокании. Колерованные краски при нанесении более светлые, и цвет начинает проявляться по мере высыхания. Вода испаряется из основы, акрилаты полимеризуются, твердеют и становятся прозрачными, пигмент выходит наружу и начинает набирать цвет. На высохшей поверхности краска, если её намочить, действительно становится темнее и при высыхании снова светлеет.


В современной краске для интерьеров присутствует вода. Она является своего рода кондуктором или неким временным тамадой для всех остальных компонентов, который их соединяет на время. При её испарении из состава, все эти компоненты должны сжаться и образовать крепкую пленку. Если ингредиенты плохие или неправильно подобраны, то после того, как вода испарилась, поверхность будет похожа на губку. Что не есть правильно.

Поэтому красить методом «мокрым по-мокрому» водными составами нельзя. Это, кстати говоря, относится и к художественным краскам на водной основе, которые ничем не отличаются от малярных, разве что стоимостью. С ними так же необходимо дожидаться окончания высыхания слоя, иначе вы просто вымоете из краски связующий ее акрилат.


Раньше такая техника действительно существовала и мастера работали художественными и малярными красками, не дожидаясь высыхания слоя.

Данная техника восходит к временам барокко и даже имеет свой термин «alla prima», что в переводе с итальянского – первая попытка. Но! В тех красках не было акрилового связующего.


Если бы не нужно было ждать высыхания краски, то все были бы счастливы, особенно мастера из автомобильной промышленности. Хотя их система окраски подразумевает множество тончайших слоев, а не один толстый.


Для интерьеров нельзя применять принципы автомобильной покраски – там есть горячие осушители и двухкомпонентные составы, которые далеки от экологичности, и вряд ли мы ходим иметь дома даже часть таблицы Менделеева.


Краска, которая быстро высыхает – или плохая, или вредная. Ускорители высыхания, как правило, летучие смолы, которые плохо влияют на экологию, вредны для здоровья. Краска может не пахнуть, но радиация тоже не пахнет. Другая быстросохнущая краска может иметь в составе много воды, а значит мало акрилата, и, как результат – будут отсутствовать важные свойства: крепость и прочность покрытия.


Краска должна сохнуть долго! Наносить ее нужно минимум в два слоя. А каждый последующий слой надо накладывать через 12-24 часа, не меньше.


Может лучше подождать неделю, для нанесения следующего слоя?

Это другая крайность. Через три дня у краски начинают проходить процессы полной полимеризации и стекленения. А через 10 дней качественная краска начинает отторгать грязь, которая на нее налетает и способна мыться. Поэтому новый слой краски она будет воспринимать как грязь и отторгать. Вот почему наносить слои надо с умом, ждать высыхания, но не слишком долго.


Как же перекрашивать поверхность, которую покрасили давно?


Хороший вопрос! Все современные краски, если были нанесены по технологии и на качественно подготовленную поверхность, со временем становятся крепче и прочнее. Если перекраска связана с желанием дать новый цвет поверхности, то старый качественный слой надо подготовить под новую покраску, иначе новый слой краски не будет держаться должным образом.


1. Поверхность старой краски надо прошкурить.

2. Потом загрунтовать.

3. И только затем перекрашивать.


Как измерять толщину красочного слоя, лабораторные секреты


У краски есть два понятия, которые нас волнуют с точки зрения толщины покрытия: сухой остаток и мокрая толщина. Сухой остаток измеряется очень легко: берется 100 г краски и выливается на плоскость, например, на силиконовый коврик для выпечки. Потом, после высыхания, пленку взвешивают. Если она весит 80 грамм – это и есть сухой остаток, вода составляла 20 гр. Но сухой остаток может быть разный, как хороший, так и ненужный. Например, мел или мраморная мука, которая при ее избытке портит краску, хотя дает ощущение качественного материала.


Мокрая толщина слоя измеряется с помощью механического толщиномера.

Его можно сделать самому из автомобильного шпателя

Краску надо наносить адекватным слоем. Это значит, что её расход на гладкой поверхности должен быть не больше, и не меньше, например, 180 гр/м². Толщиномер показывает адекватность мокрого нанесенного слоя. Затем слой краски нужно измерить после высыхания. Это делается с помощью электронного толщиномера.



Качественная краска после высыхания должна уменьшиться, сжаться в толщине минимум в два раза.

Плохая краска после высыхания не уменьшается в толщине, а остается рыхлой и толстой.


Так какую же краску выбирать? Как показали наши тесты, даже очень раскрученные компании выпускают некачественную краску за большие деньги... Не верьте слухам, не верьте рекламе, не верьте рекомендациям продавцов.


Купите небольшое количество краски нужного вам цвета. Например, 1 литр.

Закрасьте небольшой кусок поверхности, используя ту же технологию, что у вас будет на стене: пропитка, грунт, и два слоя краски.

И через несколько дней проверьте поверхность: устраивает ли она вас по внешним признакам. Она должна быть без перекатов, и явных следов от валика / кисти. Ее цвет должен более или менее соответствовать выбранному образцу по вееру, она не должна пахнуть, быть однородной. С краски должна стираться грязь, она не должна смываться.




Просмотров: 0