Поиск

"Зачем вы ситцы натянули на стены?" – реновация вокзала в Иваново

Пост обновлен авг. 26

Здание самого большого вокзала на Северной железной дороге было построено в 1933 году по проекту М. Каверинского. Других зданий у этого архитектора больше нет – это была его первая и, вероятно, последняя постройка.

Старое здание вокзала

Он учился во ВХУТЕМАСе.

Но в мастерскую «экспериментальной архитектуры» Мельникова его не взяли, и по окончании отправили на практику по Северному направлению железной дороги, где предложили сделать привокзальный склад в городе Иваново.


В городе невест была первая пролетарская забастовка. Бастовать ткачей (или ткачих) организовала некая революционерка Генкина, которая сперва организовала революционный кружок на заводе Курбатова в Нижнем Новгороде, а по дороге из Петербурга привезла чемодан наганов и чемодан кокаина в Иваново. После, 16 ноября 1905 года, в зданиии старого вокзала черносотенцы учинили жестокую расправу, в числе погибших была и она.


Город считался так называемой «колыбелью революции» и в свое время даже существовал утопический проект сделать Иваново столицей РСФСР. Помните про “Нью-Васюки”? Ильф и Петров увековечили этим эпизодом идею светлого Ивановского будущего. Проекты для застройки города делали такие известные архитекторы, как братья Веснины, Г. Б. Бархин, М. Я. Гинзбург, И. А. Фомин, С. Н. Грузенберг, А. В. Щусев и В. М. Гальперин - все хотели оставить свой след (или их заставили).


Тов. Генкина (революционер), М. Я. Гинзбург (архитектор), А. В. Щусев (архитектор)

С 1927 года в Иваново стали вливать финансы. На то время, это было единственное место, которое приносило валюту. В числе прочих производств, ситценабивные мануфактуры стали производить пролетарский агитационный текстиль, который стал моден в Европе.


Модницы шили из него платья с надписями «пролетарии всех стран...» на подоле

Такими были обстоятельства, при которых появилось здание железнодорожного вокзала. Произведения авангарда были объявлены формализмом, и в советской архитектуре 1930-х годов возобладало традиционалистское направление.

В результате чего здание представляет собой гибрид двух противоположных архитектурных течений.


С одной стороны – некое подражательство Мельникову, а с другой – традиционный Фомин

Само здание не планировалось как вокзал – это был проект цеха завода, а впоследствии из него хотели сделать склад с модными признаками конструктивизма. Но потом, когда пошёл слух про Нью-Иваново – столицу РСФСР, из здания быстро решили сделать вокзал, прикрутив к нему входную группу (те, у кого есть архитектурное образование и немного вкуса, могут увидеть на фотографии ниже явную сложность присоединения крыльца и тесноту около окна).


Таким образом получилось, что у здания нет явного видимого входа и места для вывески

А сам размер постройки достаточно велик для города с не очень большим населением.


С тех пор здание вокзала оставалось, как и многие советские постройки, в нетронутом виде, медленно приходя в упадок. Кое-что было сделано к Олимпиаде, но на этом все закончилось. Конструктивистский стиль и наполнение остались: сохранилась вся революционная символика.


Правда, на полу сохранилась надпись “Олимпиада - 80” и пять колец. Что не испортило гибридный интерьер

Тем не менее, в 2018 году началась волевая реконструкция здания, проект по реконструкции и декорированию был отдан опытному архитектурному бюро Faber Group. Проект был доставлен сами-знаете-кому на утверждение. По ТВ был сюжет, в котором Он спрашивает: “Что, так правда и будет?”, – ответили неуверенно, что – да. И 30 июля состоялось полуоткрытие вокзала. Так как фасад ещё не доделан в полном декоративном объеме, хотя – по иронии – именно его и показывали Ему для утверждения.

Проект фасада вокзала. Архитекторы: Faber Group

Анализ


Конструкция


Здание возведено каркасным методом. В качестве заполнения конструкции применялись камышитовые блоки с последующим оштукатуриванием камышитовым раствором и последующей покраской. Часть здания была заполнена кирпичной кладкой.


На полах применялось полнотелое терраццо.


Фасады


Изначально здание было покрашено цветом сурик (другие названия: Капут мортум или Английская красная). Впоследствии его полностью оштукатурили и покрасили цементно-известковой краской. Анализ цветов покраски был сделан по фотографиям, что в последствии было подтверждено при расчистке фасада.


Колористическая схема менялась 5 раз

Идея современнного осмысления здания


Вокзал представляет из себя тип Берегового Вокзала. К тому же является культурным наследием и памятником архитектуры и охраняется государством.


Размер здания достаточно велик для города с малым населением, к тому же перед ним находится большая привокзальная площадь. Таким образом, постройка может быть не только вокзалом, но и являться культурно-развлекательным центром с выставками, концертами, музеем.


Такой опыт существует во всем мире: даже само название “вокзал” происходит от английского слова waxhall. Фоксаль – это и публичное увеселительное заведение, и железнодорожная станция.


Пример – здание TWA; бывший терминал в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке, из которого сделали прекрасную историческую гостиницу.


Гостиница TWA. Архитектор: Ээро Сааринен

И даже если идея сделать Иваново столицей России пока откладывается, то город может стать серьезным культурным центром большого региона.


Колористический паспорт, разработанный для этого проекта выдержал внешний и внутренний стиль, исторически сохранившийся в эскизах и чертежах Каверинского, создателя здания и дополненный архитекторами Faber Group.


Путем колористических проб и опытного выкрашивания многочисленных образцов, был восстановлен исходный оттенок оригинального слоя краски здания: таким, каким он был до воздействия солнечного света, избыточной влажности и испарений окружающей среды.


После нескольких месяцев архивной и лабораторной работы, был найден Алавастровый (оттенок бежевого) и Лазоревый цвет (характерный голубой) из Синего Зала.


В итоге было выбрано 3 оттенка из группы лазоревых и четыре алавастрового

При декорирования интерьеров вокзала нами был применён опыт реновации Праги. Где городская среда не выглядит новой и свежеокрашенной, однако в прекрасном историческом состоянии. Для этого каждая плоскость интерьера выкрашивается в свой, еле-различимый оттенок. Поэтому нам и потребовалось 7 близких оттенков цветов краски.


Фактура


Для покраски вокзала была разработана специальная технология покраски фактуры Устрица, которая позволила задекорировать интерьеры в кратчайшие сроки. Технология была заимствована из проекта реконструкции Пенсильванского Вокзала в США.


К тому же Устрица является достаточно прочной и легко реставрируемой, что необходимо при эксплуатации

Орнамент


За основу доминирующего орнамента, использующегося на колоннах, был взят проект Веры Мухиной эпохи «Агиттекстиля» 30-х годов, созданный ею по спецзаказу АХРР (Ассоциации художников революционной России) для агитации Советов в США.


Эскиз был найден в библиотеке Университета текстильного института и музея в Вашингтоне. Что потом было подтверждено при сопоставлениии с найденным орнаментом из музея текстиля в г. Иваново. Орнамент был переработан.


При сопоставлении отрезов оригинального полотна, найденого в архивах, стало возможным определить раппорт и масштаб орнамента в целом. Путем замеров и отрисовки в векторной графике, рисунок был дополнен декоративными элементами и поставлен в повторяемую последовательность, необходимую на объеме при исполнении. Размер раппорта составляет 8 метров, что само по себе является рекордом.


Технология нанесения декоративного слоя взята из метода набивного Ивановского тканевого рисунка.


Как результат – у зрителя появляется полное ощущение , что на поверхностях натянута ткань

На основе созданного орнамента был изготовлен трафарет, по которому и происходило нанесение рисунка без визуальных стыков и границ в раппорте.


По образцам пола, которые были взяты на объекте, восстановлены цвета и технология покрытия Террраццо. Впоследствии, с успехом воплощенные на вокзале.

Терраццо является одним из самых лучших и популярных решений для современных общественных пространств во всем мире, таких как аэропорты и вокзалы. Причина проста: чемоданы на колёсах отбивают плитку и создают шум. Тогда как по терраццо они катятся практически бесшумно.


Терраццо – единственный материал, который не является скользким даже в мокром состоянии

Из недоделанных вещей осталось изготовление панно на фасаде здания, которое выходит на площадь. Предполагается сделать его по мотивам полотен русских художников, в частности – А. В. Лентулова – сохраняя визуальное впечатление набивного Ивановского орнамента.


Проект фасада разработан архитекторами Faber Group

Сейчас вокзал в Иванове считается одним из самых высокотехнологичных зданий железной дороги, оставаясь при том уникальным, бережно восстановленным памятником архитектуры.


Мы редко рассказываем о своих масштабных проектах. За последние годы их было достаточно много: от Учебного Центра Росатома и гостиниц в Сочи до реставрации особняков Дипкорпуса в Москве, где особое место занимает восстановление дома архитектора Ф. О. Шехтеля. И, конечно, участие в проекте, которым мы очень гордимся – восстановление исторического образа вокзала в Иваново.


Общественные проекты в США и Европе обязаны предоставлять публичный и профессиональный отчёт о проделанной работе. Существуют профильные издания: журналы, дайджесты, профсоюзные газеты, которые заинтересованы в таких статьях. Снимаются документальные фильмы, многие из которых вы можете видеть на телеканале Discovery.

В России такой практики нет. Мало того, отсутствуют даже сами профильные издания.

Журналисты и, почему-то, блогеры пишут заказные статьи – которые сложно читать – видимо, по причине некомпетентности или узкой специализации авторов.


Зачастую вынести объект на публичное рассмотрение невозможно по причине запрета на разглашение деталей на государственных объектах. У нас такое было, когда делали дом приемов для его-имя-лишний-раз-не-говорят.

А иногда – из соображений гиперабсурдной этики: тогда авторами проектов почему-то выступают губернаторы или мэры, а то и министры. Странно же, что автор храма Василия Блаженного не Иван Грозный? А мавзолея - не Сталин?..


Мы гордимся проектом по декорированию ж/д вокзала в Иваново, и благодарны архитекторам Faber FM за возможность участия в этом проекте. А также М. Ю. Курбатову за терпение и внимание, с которым он отнёсся к нашим изысканиям цвета, орнаментов, фактур и терраццо, и возможность применения опыта и знаний в проекте исторической важности.


Фото: Лаборатория Марата Ка, Faber Group

Просмотров: 284